Социальный предприниматель и многодетная мама Мария Степанова из Валдая работает над реализацией проекта по обучению и последующему трудоустройству “многомам”, пенсионеров и других социально незащищенных категорий граждан. Работа, которую предлагает Мария — это пошив русских народных головных уборов “кокошников”.

В 2019 году проект Марии Степановой стал победителем регионального этапа конкурса “Лучший социальный проект года” в группе “Действующее предприятие не менее 1 года” и получил грант на развитие.

Как живет и работает социальный проект сегодня, читайте в нашем интервью с Марией Степановой.


С чего начинался Ваш проект?

Тема русского народного костюма мне очень интересна и близка — это все мое. Поэтому я с удовольствием сама занялась изготовлением кокошников, а позже появилась идея расширить производство, создать рабочие места и предложить дополнительный заработок тем людям, кто не может в силу разных причин или состояния здоровья работать полный рабочий день.

Для кого создавался ваш проект?

Когда я начинала работу над проектом, то мне очень хотелось, чтобы в него пришли многодетные мамы, поскольку я и сама из их числа, но так получилось, что сейчас у нас работаютв основном пенсионеры и предпенсионеры возраста 55+.

Мастерицы
объясняют это тем, что они уже освободились от основных обязанностей, дети выросли, появилось больше свободного времени.

Как вы организуете производственный процесс на дому?

Перед началом работы мастерицы проходят обучение. Мы обеспечиваем их необходимыми материалами и фурнитурой.

Процесс производства изделия разбит на отдельные технологические операции. Сначала создается основа кокошника, а потом ее украшают — расшивают тесьмой, “жемчугом и каменьями”.

Мы подбираем операции для наших работников, в зависимости от их уровня мастерства, возможностей и предпочтений. Технология пошива кокошников не требует каких-то специальных знаний, всем необходимым операциям мы обучаем. От мастериц нужны только руки и желание работать.

Еще одно преимущество надомной работы — это свободный график. Летом, когда творческие коллективы уходят на каникулы и количество заказов уменьшается, наши мастерицы могут заняться своими делами, хозяйством и огородом. Это тоже для них очень удобно.

И, конечно же, наша работа дает возможность получения неплохого дополнительного дохода.

Сколько рабочих мест вам удалось организовать на сегодняшний день?

Группы для обучения шитью кокошников начали набирать в начале текущего года. Первыми откликнулись чудовцы. Набралось 8 желающих работать с нами.

До начала ограничений мы успели провести очное обучение, предоставить материал, и теперь чудовские участницы продолжают шить уже у себя дома. Держим связь друг с другом в режиме онлайн через группы в соцсетях и ватсапе.

Есть небольшая группа жительниц Валдая, которые шьют со мной уже давно. В апреле мы планировали собрать еще одну группу, но из-за карантинных мероприятий это пришлось отложить. Очень надеемся, что летом сможем возобновить набор и обучение новых мастериц.

Как повлияли на вашу работу введенные ограничения?

Сейчас есть трудности с заказами, поскольку мы, в основном, делаем кокошники для сцены. Заказы к нам поступают от госпредприятий, домов культуры, танцевальных коллективов, а все они сейчас находятся в вынужденном простое.

Надеемся, что скоро все снова заработает и поток заказов восстановится.

Расскажите о своих планах по развитию проекта.

Сейчас мы заканчиваем отшив двух заказов, один из которых — головные уборы для московского хороводного коллектива “Березка”, и на лето будем собирать группу учениц из социально незащищенных и неблагополучных семейдля обучения классическому швейному делу.

Шитье — это тот навык, который был раньше в каждой семье. В школе на уроках труда девочек учили шить, я и сама научилась шить именно в школе. Сейчас этого, к сожалению, нет. Поэтому мы хотим пригласить девочек из многодетных и малообеспеченных семей, чтобы научить их искусству шитья.

Как бы мы не отрицали кризис, он все равно присутствует, и я не могу спрогнозировать насколько востребованным станет в будущем шитье кокошников. Поэтому мы хотим научить людей шить, чтобы они сами могли создавать новые и  перешивать старые вещи, знали как правильно отремонтировать одежду, подшить брюки, починить молнию на куртке.

Мы планируем достаточно серьезную программу обучения. Она рассчитана примерно на 9 месяцев, по 2 учебных часа в неделю.

В результате наши ученицы смогут сшить себе и платье, и юбку, и блузку, и одежду своих детей привести в порядок.

 

Вы планируете обучать шитью и мам, и дочек?

Изначально нашей идеей было обучение мам вместе с дочками. Ведь когда мама чем-то занимается, дети все равно рядом. Нельзя исключить детей, если мама увлечена каким-то делом. Мои дети, глядя на меня, сами делают кокошники из бумаги и картона.

В нашей целевой группе мамы, зачастую, ведут асоциальный образ жизни, и не хотят ничем заниматься, поэтому мы задумываемся об обучении девочек, начиная с 14 лет. Пусть учатся, а потом, может быть, им понравится, они втянутся и начнут создавать собственные модели. В любом случае, навык шитья им в жизни обязательно пригодится.

Так что планы у нас есть, мы продолжаем текущую работу и ждем снятия ограничений, чтобы начать их реализовывать.

Региональный этап Ежегодного всероссийского конкурса проектов в области социального предпринимательства «Лучший социальный проект года» проводится в Великом Новгороде и Новгородской области Центром инноваций социальной сферы Новгородской области при поддержке Министерства инвестиционной политики Новгородской области.

Партнером программы выступает АНО ДО «Академия устойчивого развития». Проект «Академия устойчивого развития (АУР)» реализуется Новгородским Фондом содействия некоммерческим проектам с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов при содействии и поддержке партнеров.

 

 

 

#ЦИССновгородскойобласти #фондсодействиянекоммерческимпроектам #академияустойчивогоразвития #лучшийсоциальныйпроектгода   #ПоддержкаинфраструктурыСМСП #Предприниматели #Поддержкабизнеса #ТерриторияСоциальныхИнноваций